Фэндом

Panzerschreck
300px-Bundesarchiv Bild 101I-671-7483-29, Reichsgebiet, Soldat mit Panzerabwehrwaffe.jpg
Панцершрек (нем. Panzerschreck, «гроза танков»)
Класс Гранатомёт
Вес 9,5 кг
Калибр 88 мм
Прицельная дальность 100—200 м
Начальная скорость снаряда 105 м/с
Магазин 1 граната
Панцершрек (нем. Panzerschreck, «ужас танка») — немецкий ручной противотанковый гранатомёт (РПГ) R.Pz.B.54/1 («Raketenpanzerbüchse 54/1»). Панцершрек снабжён щитом (в отличие от предшественника 8,8 cm R.Pz.B.54 «Офенрор»). Характерно, что были созданы «арктическая» — для фронтов Советско-германской войны и «тропическая» — для Северной Африки — модификации гранаты. «Офенрор» и «Панцершрек» были достаточно мощным оружием, но довольно громоздким в переноске и сложным в производстве.

Как признался после окончания Второй мировой войны бывший офицер Генерального штаба сухопутных сил Германии Э. Миддельдорф, «противотанковая оборона, без сомнения, является самой печальной главой в истории немецкой пехоты… Видимо, так и останется до конца неизвестным, почему в течение двух лет с момента появления танка Т-34 в июне 1941 г. до ноября 1943 г. не было создано приемлемого противотанкового средства пехоты». В 1942 г. была предпринята попытка решить проблему противотанковой обороны с помощью реактивного гранатомета «Офенрор», стреляющего реактивными гранатами кумулятивного действия на дальность до 150 м. Гранатомет был создан на основе конструкции американского противотанкового гранатомета «Базука» и состоит из открытой с обоих концов гладкостенной трубы с тремя направляющими, импульсного генератора с электропроводкой и штепсельной коробкой, ударно-спускового механизма и прицела. На поле боя гранатомет обслуживается расчётом из двух человек: наводчиком и заряжающим. Труба на заднем конце имеет кольцо, предохраняющее канал от загрязнения и повреждений, а также облегчающее вкладывание гранаты в канал трубы. На трубе имеются также плечевой упор с наплечником, две рукоятки для удерживания ружья при наводке, две антабки с ремнём для переноски гранатомета и пружинную защёлку для удержания мины в заряжённом гранатометё. Воспламенение реактивного заряда мины в момент выстрела обеспечивается импульсным генератором и ударно-спусковым механизмом. Стрельба из гранатомета ведётся с помощью прицела, состоящего из переднего и заднего визиров. Для защиты от раскалённых пороховых газов, образующихся при выстреле, наводчик перед стрельбой из ружья «Офенрор» должен надеть маску противогаза (без фильтра) и перчатки. Это обстоятельство существенно затрудняло использование оружия, поэтому в 1942 г. появилась его модификация, снабжённая защитным щитком. Она известна под названием «Панцершрек», официальное же её обозначение: «Реактивное противотанковое ружьё 54». Гранатометы обеих модификаций ведут стрельбу гранатами кумулятивного действия, способными пробить лист броневой стали толщиной 150—220 мм. Гранатометами «Офенрор» и «Панцершрек» вооружались в первую очередь противотанковые роты мотострелковых полков танковых дивизий из расчёта 36 ружей на роту. В конце 1944 г. каждая пехотная дивизия вермахта по штату имела 130 гранатометов «Панцершрек» в активном использовании и 22 запасных. Эти гранатометы поступили также на вооружение некоторых батальонов фольксштурма. Реактивные противотанковые гранатометы были исключительно мощным противотанковым средством, но, как отмечает Э. Миддельдорф, результаты борьбы с танками резко снизились с января 1945 г., когда «русские начали применять новый способ защиты от истребителей танков, заключающийся в охране своих машин в ходе боя отдельными стрелками, находящимися на расстоянии 100—200 м от танка. В случае, если по характеру местности истребитель танков не имел условий для укрытия, ближний бой с танками становился невозможным».

Также на Фэндоме

Случайная вики