Фэндом

HMS Argus (Корабль Его Величества «А́ргус», от имени мифологического Аргуса, шестой британский военный корабль с таким именем) — авианосец Королевского флота Великобритании, первый в мире[1][2] авианосец классической компоновки (с плоской взлётно-посадочной палубой). Принят на вооружение 16 сентября 1918 года. Будучи недостаточно быстроходным[1] для активных совместных действий с линейными кораблями и крейсерами флота, «Аргус», относимый обычно к первому поколению авианосцев (перестроенных из различных судов), стал экспериментальным полигоном для развития концепции морской авиации в целом и авианесущего корабля в частности, а также учебным судном.

Содержание  [убрать] 

1 История создания и конструкция

2 Оценка проекта

3 История службы

3.1 «Коробочка для мелочей»

3.2 Годы боевой славы

4 Заключение

5 См. также

6 Литература

7 Источники

История создания и конструкция[править | править вики-текст]

Первоначально корабль был заложен как пассажирский лайнер Conto Rosso («Конто Россо»)[2] для итальянской судоходной компании Lloyd Sabaudo Line. Однако, начавшаяся Первая мировая война изменила планы и судостроителей, и заказчиков. Строительство было приостановлено. В августе 1916 года Адмиралтейство решило ответить согласием на предложение[1] Beardmore commercial yard выкупить недостроенный корпус достаточно большого лайнера и перестроить в гидроавиатранспорт. Однако, уже в ходе переоборудования было принято решение перестроить его в авианосец для палубных самолётов с колёсным шасси.

HMS Argus стал первым в мире авианосцем с плоской полётной палубой. На заднем плане линкор типа Ривендж

В конструкцию бывшего пассажирского лайнера было внесено множество новаторских по тем временам изменений, таких как плоская полётная палуба, горизонтальные дымоводы, для вывода дыма за кормовую оконечность авианосца, комплект тормозных тросов — предшественник аэрофинишеров. «Аргус» часто подвергался изменениям и модификациям, служа своеобразной моделью авианосца в натуральную величину для проверки идей и внедрения новшеств, впоследствии применявшихся при строительстве других авианосцев.

«Аргус» имел локальное бронирование: погреба боезапаса защищали двухдюймовые плиты. Первоначально артиллерийское вооружение авианосца состояло из двух орудий и четырёх зенитных пушек калибра 102 мм. Две зенитные пушки были установлены в носовой части авианосца, на верхней палубе. Они потребовали обустройства специальных проёмов в полётной палубе для ведения огня. Две других зенитные пушки были установлены в кормовой части корабля, за кормовым свесом полётной палубы.

К началу Второй мировой войны «Аргус» имел две зенитных пушки калибром 102 мм и двенадцать 12,7-мм пулемётов «Виккерс-12,7». В 1942 году его перевооружили, оснастив четырьмя орудиями калибра 102 мм, тринадцатью 20-миллиметровыми «эрликонами» и шестнадцатью 12,7-мм пулемётами Виккерс-12,7. В конце 1943 года к этому вооружению добавили ещё восемь 7,7-мм пулемётов.

Введение в строй «Аргуса» подстегнуло конструкторскую мысль и в других странах. В США в авианосец был перестроен флотский угольщик USS Jupiter, получивший название USS Langley[3].

Авиагруппа HMS Argus во Вторую мировую войну[4]

Эскадрилья FAA Период базирования Самолёты на вооружении

701 эскадрилья FAA Июнь — октябрь 1940 года Walrus I

821X эскадрилья FAA Декабрь 1940 года Swordfish I

825 эскадрилья FAA декабрь 1940 — январь 1941 года Swordfish I

800Y эскадрилья FAA май 1941 года Fulmar I

804B эскадрилья FAA сентябрь — октябрь 1941, года Fulmar I

828 эскадрилья FAA с сентября по октябрь 1941 Fairey Albacore I и Swordfish I

818 эскадрилья FAA с сентября по ноябрь 1941 Swordfish I

812 эскадрилья FAA с ноября 1941 по апрель 1942 Swordfish I

804 эскадрилья FAA в ноябре 1941 Fulmar II

807 эскадрилья FAA в ноябре 1941 Fulmar II

807 эскадрилья FAA с февраля по июнь 1942 Fulmar II

801 эскадрилья FAA мая по июнь 1942 Sea Hurricane Ib

824 эскадрилья FAA мая по июнь 1942 Swordfish I

804 эскадрилья FAA июль — август 1942 Hurricane IIb

880 эскадрилья FAA октябрь — ноябрь 1942 Spitfire Vb

837A эскадрилья FAA январь — февраль 1943 Swordfish I/II

Оценка проекта[править | править вики-текст]

С формальной точки зрения проект авианосца вряд ли можно описать, как особо удачный, поскольку корпус пассажирского лайнера трудно считать в полной мере пригодным для строительства боевого корабля, несмотря на проведённые модернизации. Небольшое водоизмещение влекло за собой малую самолётовместимость, а тихоходность не позволяла авианосцу действовать совместно с линейным флотом. Неудачной следует признать и систему дымоотведения. Критике моряков подвергалось и отсутствие надстройки. Вместе с тем, «Аргус» являлся во многом экспериментальной конструкцией, позволившей опробовать на практике как компоновочные решения, так и технические средства флотской авиации.

Также на Фэндоме

Случайная вики