ФЭНДОМ

«Фердинанд»— немецкая тяжёлая САУ периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась «Элефант». Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является одним из самых известных

Ferdinand (Elefant)
1345607438 4e853be11769
Название

Ferdinand (Elefant)

Изготовитель

Третий Рейх

Начало создания

1942-1943

Классификация

Истребитель танков

Экипаж

6 человек

Вес

65 т

Мощность двигателя

2х265

Максимальная скорость

35 км/ч

Бронирование корпуса

200/80/80

Вооружение

88-мм Pak 43

Эксплуатация начата

1943

Выведен из состава войск

1945

Текущий статус

Устарел

представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии, зато истребитель танков оказался совершенно беззащитным перед советской пехотой, поскольку Порше не оснастил самоходку пулеметом. А также ненадежность ходовой части и плохую проходимость по пересеченной местности. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина.

В целом САУ «Фердинанд» является весьма неоднозначным в плане оценки объектом, что в значительной мере является следствием её конструкции, которая определила последующую судьбу машины. Самоходка являлась созданной в большой спешке импровизацией, фактически экспериментальной машиной на шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка. Поэтому для оценки САУ необходимо подробнее ознакомиться с конструкцией танка Tiger (P), от которого «Фердинанд» унаследовал многие свои преимущества и недостатки.

На этом танке было применено большое количество новых технических решений, не апробированных ранее в немецком и мировом танкостроении. К наиболее значительным из них относятся электротрансмиссия и подвеска с использованием продольных торсионов. Оба этих решения показали хорошую эффективность, но оказались чрезмерно сложными и дорогостоящими в производстве и недостаточно отработанными для продолжительной эксплуатации. Хотя существовали и субъективные факторы выбора прототипа фирмы «Хеншель», имелись и объективные причины неприятия конструкций Ф. Порше. До войны этот конструктор активно участвовал в разработке сложных конструкций гоночных автомобилей, которые были единичными образцами-прототипами, не предназначенными для крупносерийного производства. Ему удавалось добиться и надёжности, и эффективности своих конструкций, но за счёт использования очень высококвалифицированной рабочей силы, качественных материалов и индивидуальной работы с каждым выпущенным образцом техники. Этот же подход конструктор попытался перенести и в танкостроение, где господствовали совершенно другие правила.

Хотя управляемость и живучесть всей моторно-трансмиссионной установки получили очень хорошую оценку со стороны эксплуатировавших её немецких военных, ценой за это стали высокие технологические издержки по её производству и увеличение массогабаритных характеристик всего танка Tiger (P) в целом. В частности, в некоторых источниках упоминается большая потребность Третьего рейха в меди, а обильное её использование в электротехнике Tiger (P) расценивалось как излишество. Кроме того, танк с такой схемой имел слишком большой расход топлива. Поэтому ряд перспективных проектов танков Ф. Порше был отвергнут именно из-за применения в них электротрансмиссии.

Подвеска с продольными торсионами была намного легче в обслуживании и ремонте по сравнению с «шахматной» торсионной подвеской танка «Тигр I». С другой стороны, она была очень сложна в производстве и менее надёжна в эксплуатации. Все варианты последующего её развития неуклонно отвергались руководством немецкого танкостроения в пользу более традиционной и технологичной «шахматной» схемы, пусть и гораздо менее удобной в ремонте и обслуживании.

Поэтому с производственной точки зрения немецкое армейское руководство и Министерство вооружений и амуниции фактически вынесли вердикт о ненужности Tiger (P) вермахту. Однако значительный запас практически готовых шасси этой машины сделал возможным эксперимент по созданию первого в мире тяжелобронированного истребителя танков. Количество изготовленных самоходок жёстко лимитировалось количеством имевшихся шасси, что предопределило мелкосерийность «Фердинандов», независимо от преимуществ и недостатков его конструкции.

Боевое применение «Фердинандов» оставило двойственное впечатление. Мощнейшая 88-мм пушка идеально подходила для уничтожения бронетехники противника на любой дистанции боя, и экипажи немецких САУ действительно набирали весьма крупные счета уничтоженных и подбитых советских танков. Мощное бронирование делало «Фердинанд» практически неуязвимым для снарядов практически всех советских орудий при стрельбе в лоб, борт и корма не пробивалась 45-мм бронебойными снарядами, а 76-мм снаряды (причём лишь модификаций Б, БСП) пробивали её только с предельно малых дистанций (менее 200 м), строго по нормали. Поэтому наставления для советских танкистов и артиллеристов предписывали бить по ходовой части «Фердинандов», в ствол орудия, в стыки бронеплит и смотровые приборы. Более эффективные подкалиберные снаряды имелись в очень небольшом количестве.

Несколько лучшей была эффективность 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2 по бортовой броне (по нормали бортовая броня САУ пробивалась снарядами этих пушек примерно с 1000 м). Достаточно эффективно поражать «Фердинанды» могла артиллерия корпусного и армейского уровня — тяжёлые, маломобильные, дорогие и малоскорострельные 122-мм пушки А-19 и 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, а также дорогостоящие и уязвимые вследствие большого габарита по высоте 85-мм зенитные пушки. В 1943 году единственным советским бронеобъектом, способным эффективно бороться с «Фердинандом», была САУ СУ-152, которая сильно уступала немецкой самоходке по бронированию, точности и эффективной дальности стрельбы бронебойным снарядом (хотя неплохие результаты достигались и при стрельбе по «Фердинанду» осколочно-фугасными — броня не пробивалась, но повреждались ходовая часть, орудие, внутренние узлы и агрегаты, травмировался экипаж). Также вполне эффективным против бортовой брони «Фердинанда» был 122-мм кумулятивный снаряд БП-460А САУ СУ-122, но дальность и точность стрельбы этим снарядом была очень невысока.

Борьба с «Фердинандами» стала менее сложной в 1944 году, с поступлением на вооружение РККА танков ИС-2, Т-34-85, САУ ИСУ-122 и СУ-85, весьма эффективных при стрельбе по «Фердинанду» в борт и корму на наиболее распространённых дистанциях боя. Задача же поражения «Фердинанда» в лоб так и не была решена окончательно. Вопрос о пробитии 200-мм лобовой бронеплиты до сих пор является спорным: имеются сведения, что с этим справлялись 100-мм орудия БС-3 и САУСУ-100, но советские отчёты 1944—1945 годов свидетельствуют об их меньшей бронебойной способности по сравнению со 122-мм пушками А-19 или Д-25. Для последних в таблицах стрельбы указана толщина пробиваемой брони около 150 мм на дистанции 500 м, но график бронепробиваемости тех лет утверждает о пробитии лба «Фердинанда» на дистанции 450 м. Даже если принять последнее за истину, то при столкновении в лоб соотношение сил между «Фердинандом» и ИС-2 или ИСУ-122 является во много раз более благоприятным для немецкой САУ. Зная это, советские танкисты и самоходчики практически всегда обстреливали тяжелобронированные цели на дальних дистанциях фугасными 122-мм гранатами. Кинетическая энергия 25-кг снаряда и его взрывное действие могли с хорошей вероятностью вывести «Фердинанд» из строя без пробития лобовой брони.

Противотанковая и танковая артиллерия Великобритании и США также была неэффективна против лобовой брони «Фердинанда», лишь появившиеся в середине 1944 года подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном к 17-фунтовой (76,2-мм) противотанковой пушке (которая устанавливалась также на танках Sherman Firefly, САУ Achilles и Archer) могли решить эту задачу. В борт же немецкая САУ уверенно поражалась бронебойными снарядами английских и американских 57-мм и 75-мм пушек с дистанции порядка 500 м, 76-мм и 90-мм пушек — с дистанции порядка 2000 м. Оборонительные бои «Фердинандов» на Украине и в Италии в 1943—1944 годах подтвердили их очень высокую эффективность при использовании по целевому назначению — как истребителя танков.

С другой стороны, высокая защищённость «Фердинанда» в известной мере сыграла отрицательную роль в его судьбе. Вместо дальнобойного истребителя танков из-за массированного и точного огня советской артиллерии немецкое командование под Курском использовало «Фердинанды» в качестве острия тарана советской глубокоэшелонированной обороны, что было явной ошибкой. Для этой роли немецкая САУ годилась плохо — сказывались отсутствие пулемёта, низкая энерговооружённость для большой массы машины и высокое давление на грунт. Известно, что значительное число «Фердинандов» было обездвижено подрывами на советских минных полях и артиллерийским огнём по ходовой части, большая часть таких машин была уничтожена своими же собственными экипажами из-за невозможности быстрой эвакуации вследствие чрезмерной массы САУ. Советская пехота и противотанковая артиллерия, зная непробиваемость «Фердинанда» и его слабость в ближнем бою, подпускали немецкие САУ поближе, стараясь лишить их поддержки немецкой пехоты и танков, после чего попытаться подбить их стрельбой в борт, по ходовой части, орудию, как и рекомендовали наставления по борьбе с вражескими тяжёлыми танками и САУ.

Обездвиженные САУ становились лёгкой добычей пехоты, вооружённой средствами ближнего противотанкового боя, например, бутылками с зажигательной смесью. Такая тактика была чревата большими потерями, но иногда это приводило к успеху, особенно если немецкая САУ теряла возможность поворота. В частности, один попавший в песчаную яму «Фердинанд» не смог самостоятельно оттуда выбраться и был захвачен советской пехотой, а его экипаж пленён. Слабость «Фердинанда» в ближнем бою была отмечена немецкой стороной и послужила одной из причин модернизации в «Элефант».

Большая масса «Фердинанда» затрудняла его проход по многим мостам, хотя и не являлась запредельно большой, в особенности по сравнению с тяжёлым танком «Тигр II» и САУ «Ягдтигр». Большие габариты и малая подвижность «Фердинанда» не лучшим образом сказывались на живучести машины в условиях воздушного господства авиации союзников.

В целом, несмотря на отдельные недостатки, «Фердинанды» зарекомендовали себя очень хорошо, и при правильном использовании эти САУ являлись чрезвычайно опасным противником любого танка или САУ тех времён. Наследниками «Фердинанда» стали вооружённая столь же мощным орудием, но более лёгкая и слабее бронированная «Ягдпантера» и «Ягдтигр», самый мощный и тяжёлый истребитель танков Второй мировой войны.

Прямых аналогов «Фердинанда» в других странах не было. По концепции и вооружению ближе всего к ней подходят советские истребители танков СУ-85 и СУ-100, но они в два раза легче и намного слабее бронированы. Другой аналог — советская тяжёлая САУ ИСУ-122, при мощном вооружении сильно уступала немецкой самоходке по лобовому бронированию. Английские и американские противотанковые САУ имели открытую рубку или башню, а также были очень легко бронированы.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики