ФЭНДОМ

Звезда

Bf.109
Me-109
Название

Bf.109

Назначение

Истребитель
Истребитель-бомбардировщик

Применение в войсках

Flag of the NSDAP (1920–1945).svg Германия

Классификация

Одномоторный моноплан

Длина

8,55 — 9,02

Размах крыла

9,85 — 1,08

Экипаж

1 человек

Крейсерская скорость

400 км/ч

Вооружение

2х7,92 мм MG-151, 1х20 мм пушка, бомбы или топливный бак (иногда)

Выведен из состава войск

Германия: после войны
Некоторые странц: в 1980-ых годах

Текущий статус

Не эксплуатируется

Мессершмитт Bf.109 (немMesserschmitt Bf.109, традиционное для СССР написание Ме-109) — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении Люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. По количеству произведённых машин (по состоянию на апрель 1945 года — 33 984 шт.) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2.

Серийные модификацииПравить

Bf.109BПравить

Первый промышленный вариант получил наименование Messerschmitt Bf.109B или «Бруно» (Bruno, в некоторых источниках известен как Bertha). Самолёт был оснащён двигателем Jumo 210 и вооружён тремя (в более поздних модификациях — четырьмя) пулемётами калибра 7,92 мм. Производство этого самолёта началось в феврале 1937 года на заводе в Аугсбурге.

Bf.109CПравить

В начале 1938 года с конвейера сходит следующая массовая модификация самолёта, известная как Messerschmitt Bf.109C «Цезарь» (Caesar, в других источниках — Clara). Он имел ряд конструктивных усовершенствований по сравнению с Bf.109B и оснащался более мощным двигателем Jumo 210A с системой впрыска топлива. Истребитель имел на вооружении четыре пулемёта: два из них располагались над двигателем, и по одному — у основания каждой консоли крыла.

Bf.109DПравить

За «Цезарем» последовала «Дора» (Dora), это имя принадлежит Messerschmitt Bf.109D. Его предполагалось оснащать двигателем Daimler Benz 600, мощностью 960 л.с. Но из-за недостатка двигателей, которые так же шли на He.111, на «Дору» устанавливались Jumo 210D. Вооружение осталось такое же как и на Bf.109C — 4 пулемёта 7,92. У незначительного количества вооружение состояло только из двух пулемётов.

Bf.109EПравить

Следующей модификацией стал «Эмиль» (Emil) — Messerschmitt Bf.109E. Это была, по сути, первая по-настоящему массовая модель самолёта. Истребитель был оснащён новым двигателем Daimler-Benz DB 601 с системой непосредственного впрыска топлива и гидромуфтой в приводе нагнетателя. Но самым главным было то, что этот двигатель оказался намного надёжнее своего предшественника. Первые машины новой модификации поступили в войска в начале 1939 года. В основном «Эмили» были вооружены двумя 7,92-мм пулемётами, смонтированными в корпусе, и двумя 20-мм пушками MG FF (нем. FF = "Flügel Fest" - здесь рус. вмонтированный в консоль крыла, с 1941-го года MG FF/M, нем. М = Minenmunition - рус. фугасные патроны), расположенными в консолях крыла (в серии Е2 была одна такая пушка стреляющая через вал винта [позднее, в серии F, из-за проблем заменена на MG 151]). Начиная с серии Е7 (1939) на самолёте появляется переднее бронестекло кабины пилота толщиной 58 мм, установленное под углом 30 градусов (от вертикали), и расположенная за баком 6-мм стальная бронеплита, перекрывающая всё сечение фюзеляжа.

Bf.109GПравить

Следующая модификация, Messerschmitt Bf.109G (Gustav, «Густав»), ставшая самой массовой моделью Bf 109, имела новый двигатель Daimler Benz 605. Это был, по сути, двигатель DB 601 с блоком цилиндров, переработанным таким образом, что общий объём цилиндров возрос с 33,9 до 35,7 литров, что дало увеличение мощности на 175 лошадиных сил без заметного увеличения размеров. Было усилено вооружение: вместо стандартных пулеметов MG 17 калибром 7,92 мм были установлены 13-мм пулемёты. По бокам капота двигателя появились характерные выступы — обтекатели питающей системы новых пулемётов. Однако, дополнительное оборудование и вооружение увеличили вес «Густава», по сравнению с «Фридрихом», на 10 % (по сравнению же с «Бруно» общий вес увеличился на 46 %). Новые самолёты стали поступать в войска в мае 1942 года. По сути дела, Ме-109 достиг своего потолка в технологическом развитии и, в идеале, должен был уступить место более современным моделям. Но, во-первых — планировавшийся ему на замену Мессершмитт Me.209.II всё ещё находился в стадии разработки, а во-вторых — дела на фронтах всё ещё складывались в пользу Германии, и высшее руководство решило пойти по пути дальнейшего совершенствования машины.

BF109G-6Править

BF109G-6 Самая массовая модель BF-109. Запущена в производство в конце осени 1942 года. Изначально создавалась как универсальный носитель, позволявший в полевых условиях быстро менять оснащение самолёта в зависимости от обстановки и боевых задач. Кроме того, 6-я модель оснащалась системой форсирования двигателя MW 50, или системой высотного форсажа GM-1. Двигатель DB605AS, работавший на бензине с октановым числом 96 вместо 87-го, развивал на форсаже мощность более 2000 л.с. на высоте 500 м и 1800 л.с. на высоте 5000 м. Такая модель имела постфикс /AS. Бронеспинка за креслом пилота имела прозрачный заголовник из бронестекла, заметно улучшавший обзор. Всего было изготовлено около 700 машин модели /AS. Кроме указанных изменений, на 6-й модели (серия /U4) в начале 1944 года впервые появилась центральная пушка калибром 30 мм (MK-108). Пушка комплектовалась лентой на 60 выстрелов с фугасным снарядом (M-Geschoss). Одного снаряда массой 330 г (масса разрывного заряда 85 г) было достаточно для уничтожения одномоторного цельнометаллического истребителя. На сбитие двухмоторного бомбардировщика уходило не более 4-5 снарядов.

Bf.109KПравить

Последней серийной модификацией стал «Курфюрст» (Kurfurst) — Messerschmitt Bf.109K, поставки которого в войска начались в сентябре 1944 года (по другим данным — в 1945 году). Истребитель был оснащён двигателем Daimler Benz 605 SDM/DCM и имел усиленное вооружение: на некоторые варианты устанавливалось до двух 30- или трёх 20-мм пушек.

Bf.109T Trägerflugzeug (трагер)Править

Палубный истребитель, построенный для базирования на германском авианосце «Граф Цеппелин». Отличался от сухопутных модификаций усиленной конструкцией фюзеляжа и шасси, наличием посадочного крюка и узлов крепления катапульты, полностью переработанным крылом (увеличены размах и площадь, добавлен узел складывания, установлены отклоняемые пластины, выполнявшие роль воздушных тормозов и интерцепторов). В связи со сворачиванием немецкой авианосной программы в начале 1941 года, истребители стали использоваться с береговых аэродромов с короткими взлётно-посадочными полосами (эскадрилии JG Drontheim, JG Helgoland). Последние самолёты были списаны в декабре 1944 года из-за их физической изношенности. Истребители Bf.109T выпускались в следующих вариантах: T-0 — опытная серия из 10 машин, конверсированная из самолётов серии E-1 (по другим данным, E-3 или E-7); T-1 — серия из 70 машин специальной постройки с двигателем Daimler Benz 601N; T-2 — самолёты серии T-1 с демонтированным оборудованием для полётов с палубы, но с сохранённым крылом.

  • Тропическая модификация. Для ведения боев в Северной Африке использовались самолёты с характерным фильтром воздухозаборника. Фактически это были серийные Bf-109 с припиской.

Плюсы и минусыПравить

Plus Плюсы: Высокая скорость, манёвренность, мощное вооружение

Minus Минусы: Сложность в управлении, склонность к сваливанию, сложность посадки

В игровой и сувенирной продукцииПравить

В сувенирнойПравить

Сборные модели Bf.109 в масштабе 1:72 выпускаются фирмой «Звезда» (в двух модификациях), а также несколькими менее известными фирмами (например, Bf.109 E от ICM). Также, существует модель Bf.109 F от «Звезды» в масштабе 1:44, которая предназначена для игорового набора.

В игровойПравить

Встречается в компьютерных играх серии «Ил-2 Штурмовик», World of Warplanes, War Thunder, различных стратегиях или одиночных «стрелялках» и других играх.

ГалереяПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики