Фэндом

Як-38
 300px-RIAN archive 477421 Yak-38P fighter aircraft.jpg
Название

 Як-38

Назначение

 Истребитель

Применение в войсках

Flag of the Soviet Union (1923-1955).svg.png СССР
Flag of Russia.svg.png Россия

Классификация

 Моноплан

Экипаж

 1 человек

Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A, от англ. «кузнец») — советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-38. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной пилота. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения (более ни один самолёт отечественной авиации не имеет систему полностью автоматического покидания, решающей за лётчика).

История Править

Созданию Як-38 предшествовали работы над СВВП ЯК-36, совершившим первый полёт в 1964 году. Первая экспериментальная посадка Як-36М № 02 на ПКР «Москва» состоялась 18 ноября 1972 года. Для этого на крейсере была оборудована специальная площадка, возвышавшаяся над палубой на высоте 300 мм. Пилотировал самолёт лётчик-испытатель М. С. Дексбах. Як-38 (первоначально носивший имя Як-36М) впервые поднялся в воздух в 1970 г.

Первым из строевых лётчиков освоил взлёт с коротким разбегом на Як-38 командир 311-го отдельного корабельного штурмового авиационного полка военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Тихоокеанского флота подполковник Ю. И. Чурилов (Герой Советского Союза).

В 1985 году был создан улучшенный вариант Як-38М, снабжённый двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением (эффективность по сравнению с Як-38 возросла на 15-20 %). Велась разработка и многоцелового самолета ЯК-39 для использования в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, топливные баки большей ёмкости, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованную БРЭО и вооружение, однако этот проект реализован не был.

В апреле 1980 года четыре Як-38 в испытательных целях направили в Афганистан, где они действовали в течение четырех месяцев с ограниченных площадок в условиях высокогорья. Один самолёт был потерян по небоевой причине.

В целом проект оказался неудачным, интерес военных моряков к Як-38 был недолгим. Самолёт обладал слабой тяговооружённостью, в низких широтах при высокой температуре и влажности он зачастую имел проблемы со взлётом и имел крайне небольшой радиус действия. Як-38 довольно быстро стал лидером советской авиации по числу аварий, хотя жертв, благодаря системе автоматического катапультирования, было не так уж много. К концу 1980-х выпуск Як-38 был прекращен, они были перебазированы на наземные аэродромы, а затем выведены из состава вооруженных сил.

В 1991 году из-за морального и технического старения эти самолёты были сняты с вооружения ВМФ и переданы на базы хранения. Были исключены из состава флота и авианосцы Киев,Минск,Новороссийск так и не получившие замену Як-38 в виде перспективного ЯК-141, а также общего отсутствия финансирования после распада СССР. Конструкция и галерея :

Як-38 представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Планёр самолёта выполнен из алюминиевых сплавов, в основном из алюминиево-литиевого сплава 01420, обладающего малой массой и стойкого к коррозии. Некоторые элементы конструкции выполнены из закалённой стали, прочных алюминиевых и жаропрочных титановых сплавов.

Бортовое оборудование и системы Править

Як-38 оснащён оборудованием, позволяющим ему осуществлять полёт в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, с сухопутного аэродрома или с борта авианосца.

Пилотажно-навигационное оборудование Править

Пилотажно-навигационное оборудование Як-38 включает в себя следующие элементы:

  • Система автоматического управления САУ-36
  • Радиотехническая система ближней навигации и посадки РСБН-4 «Квадрат» — её антенны встроены в киль. На ранних самолётах стояла версия «Квадрат-Д», а начиная с борта с/н 0503 устанавливалась версия «Квадрат-Н».
  • Инерциальная курсовертикаль ИКВ-2
  • Невыбиваемая курсовертикаль НКВ-2
  • Маркерный радиоприёмник МРП-56П
  • Радиовысотомер малых высот РВ-5 — работает в диапазоне высот от 0 до 750 метров.
  • Автоматический радиокомпас АРК-15 (АРК-15М)
  • Система ограничительных сигналов СОС-3-6

Приборный комплекс кабины лётчика включает, в частности, следующее:

  • Командно-пилотажный прибор КПП-1273-СИ
  • Прибор навигационно-плановый ПНП-72-6М
  • Комбинированный указатель скорости КУС-1250
  • Высотомер двухстрелочный ВД-20
  • Комбинированный прибор (вариометр с указателями поворота и скольжения) ДА-200П
  • Часы авиационные малогабаритные ЧАМ (изделие 756)
  • Индикатор тахометра ИТЭ-2Т
  • Указатель температуры газов УТ-7А
  • Указатель топливомера УТпр1к-2т
  • Указатель кислорода ИК-52

Галерея Править

Также на Фэндоме

Случайная вики