Фэндом

В 1934 году, анализируя характеристики эсминцев, строящихся ведущими морскими державами, британскоеАдмиралтейство пришло к неутешительному выводу: самые современные на тот момент британские эсминцы серии «I»(стандартное водоизмещение 1370 т, четыре 120-мм орудия и десять 533-мм торпедных аппаратов) заметно уступали зарубежным одноклассникам. Вошедшие в строй в 1928—1932 годах японские эсминцы типа «Фубуки» при водоизмещении 1680 тонн были вооружены шестью 127-мм орудиями и девятью 610-мм торпедными аппаратами.Италия построила 12 эсминцев типа «Навигатори» водоизмещением 1870 т, вооружённых шестью 120-мм орудиями и четырьмя 533-мм торпедными аппаратами. Помимо них в итальянском флоте имелись более крупные лидеры эсминцев типов «Карло Мирабелло» и «Леоне». Во французском флоте имелось два десятка лидеров водоизмещением 2100—2400 тонн с пятью орудиями калибра 130/138-мм и шестью-девятью 533-мм торпедными аппаратами[2].

Сильнее всего британские эсминцы проигрывали японским. Британия, имевшая владения по всему Дальнему Востоку, не могла себе позволить такое отставание от потенциального противника. Поэтому было выдано задание на проектирование эсминцев новой серии, получившей первоначальное обозначение «V-лидер». Согласно требованиям, в ноябре 1934 года сформированным Морским штабом и командующими флотами, новые лидеры должны были осуществлять разведку, патрулирование, прикрытие крупных надводных кораблей и поддерживать атаки флотилий «обычных» эсминцев[2].

При этом должен был выполняться следующий ряд основных требований[3]:

  • стандартное водоизмещение должно быть ограничено договорными пределами для лидеров — то есть не более 1850т;
  • артиллерийское вооружение должно состоять из де­сяти 120-мм орудий с боезапасом 200 снарядов на орудие; по крайней мере часть из них должны иметь возможность вести зенитный огонь;
  • максимальная скорость 36 узлов;
  • дальность плавания порядка 5500 миль 15-узловым экономическим ходом;
  • наличие «Асдика» для противолодочной обороны;

В качестве второстепенных выдвигались требования возможности ведения зенитного огня из орудий главного калибра (угол возвышения должен быть не менее 40°) и наличие зенитных 40-мм автоматов «пом-пом» для ПВО флота, гаваней и конвоев[3].

10 орудий в рамках заданного водоизмещения можно было разместить лишь в спаренных артустановках. Первоначально планировалось размещение орудий по линейно возвышенной схеме с установкой трех «спарок» в носу и двух в корме. Но из-за чрезмерного увеличения силуэта от этого варианта отказались в пользу размещения пятого орудия в диаметральной плоскости между трубами. В качестве зенитного вооружения, кроме зенитных пулемётов, рассматривались два спаренных 40-мм «пом-пома», расположенных побортно, или один четырёхствольный, установленный в диаметральной плоскости. Торпедное вооружение считалось вспомогательным, поэтому соотношение его к артиллерийскому было нетрадиционно низким для британского флота. Рассматривались варианты установки двух трёхтрубных ТА побортно или одного, но пятитрубного. В конечном счёте остановились на четырёхтрубном[2].

От предложения использовать эшелонированную силовую установку отказались, так как требовавшееся увеличение длины на 10 метров привело бы к росту водоизмещения. К лету 1935 года на рассмотрение Контро­лёру Адмиралтейства контр-адмиралу Ч. Форбсу были выданы пять вариантов эскизного проекта, отличавшиеся мощностью силовой установки, количеством орудий главного калибра и дымовых труб (один из вариантов имел одну трубу, остальные — две):

  • «a» — 5×2 120-мм АУ, 8*12,7-мм пулеметов, 45 000 л.с., 36 узлов, стандартное водоизмещение 1870 тонн при боезапасе для для 120-мм орудий 240 снарядов на ствол (при снижении боезапаса до 190 на ствол водоизмещение становилось равным 1850);
  • «b» — 5×2 120-мм АУ, 8*12,7-мм пулеметов, 41 500 л.с., 35,5 узла, стандартное водоизмещение 1850 тонн;
  • «c» — 5×2 120-мм АУ, 8*12,7-мм пулеметов, 41 500 л.с., 35 узлов, стандартное водоизмещение 1812 тонн;
  • «d» — 4×2 120-мм АУ, 12*12,7-мм пулеметов, 45 000 л.с., 36 узлов, стандартное водоизмещение 1832 тонны;
  • «e» — 4×2 120-мм АУ, многоствольный 40-мм «пом-пом», 8*12,7-мм пулеметов, 45 000 л.с., 36 узлов, стандартное водоизмещение 1870 тонн.

В июне 1935 года был предложен вариант с 5×2 120-мм АУ, 44 000 л.с. ЭУ, 1×4 ТА, тремя котлами в отдельных отсеках и стандартным водоизмещением в 1850 тонн. Этот вариант и решено было пустить в работу, заменив орудие № 3 восьмиствольным «пом-помом» или двумя четырёхствольными. Изменение водоизмещения в этом случае было минимальны: 120-мм установка с системой подачи и боезапасом весила 52 тонны, восьмиствольный «пом-пом» с боезапасом и директором — 52,6 т., два четырёхствольных — 55,7 тонн[2].

Был выбран вариант с двумя «пом-помами», но из-за неудачного сектора стрельбы и ради сокращения веса от расположенного между трубами решили отказаться в пользу пары побортно расположенных счетверенных пулеметов «Виккерс». Уже после выдачи заказа на первую серию в проект внесли изменения: для улучшения мореходности был внедрен клиперный форштевень (что увеличило длину примерно на 3,5 метра) и изменена форма кормовой оконечности для повышения эффективности использования параванов[2].

Корабли серии были впервые оснащены системой управления зенитным огнём типа Fuze Keeping Clock, ставшей впоследствии стандартом для всех британских эсминцев военных лет.

Также на Фэндоме

Случайная вики