ФЭНДОМ

Т-64
300px-T64 21
Название

Т-64

Назначение

Основной танк

Начало создания

1960-ый год

Применение в войсках

СССР

Классификация

Средний танк

Экипаж

3 человека

Вес

38,5 т

Вооружение

Пушка калибра 115 мм 2А21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ

Эксплуатация начата

1969 год

Текущий статус

Эксплуатируется

Т-64А (Индекс ГБТУ — Объект 434) — советский основной танк. Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1964 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Принят на вооружение Советской армии ВС СССР в 1969 году под маркой «средний танк Т-64А».

ХарактеристикаПравить

Т-64 имел пушку калибра 115 мм 2А21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке был установлен оптический дальномер. Броня танка также впервые стала комбинированной, чтобы повысить защищенность от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты, с той же целью. С танка в связи с нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиации существенно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным).
Дальнейшая модификация танка Т-64А получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым основным танком.

ОсобенностиПравить

Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.

Описание конструкцииПравить

Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Силовая установка
Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой двигатель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной продувкой, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
Трансмиссия
механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
Подвеска
торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жесткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией[6].
Вооружение
125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. - 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10[7].
Механизм заряжания
гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвеер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.

Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64БПравить

Шесть танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1) были показаны на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а также по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.
В июле 2005 года новостные ленты информагентств сообщили о принятии на вооружение украинской армии 17 танков БМ «Булат». В октябре 2008 года украинская армия получила на вооружение ещё 10 «Булатов». По своим внешним данным «Булат» полностью соответствует варианту Т-64У.

Специальные машины, созданные на базе Т-64Править

Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.

  • БМПВ-64 — тяжёлая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ.
  • УМР-64 — тяжёлый БТР того же завода на базе Т-64
  • ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина на основе Т-64
  • Т-55-64 — основной боевой танк, гибрид с шасси от Т-64 и башней от Т-55.

Взгляд со стороны вероятного противникаПравить

В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64: Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй … Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно, — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом… Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР, его последствия были несоизмеримо бо́льшими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.

Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965 — 1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»: … Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л.с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадежным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.

Модификации танков семейства Т-64Править

См. также: ТТХ танков Т-64 Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнем, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.

Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съемной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).

Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъемное соединение с казенником, увеличен динамический ход опорных катков.

Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б.
Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).

Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с.
Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой.

Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.

БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.

Т-64Е (2010 год) — украинская современная модификация с двигателем 5ТДФЕ мощностью 850 (900) л.с. и ВСУ мощностью 10 кВт. Оснащен модернизированной СУО, ДЗ «Нож-2» («Дуплет»), комплексом управляемого оружия «Комбат» и спаренной зенитной 23-миллиметровой пушкой с дистанционным управлением.

 Тактико-технические данные танков семейства Т-64Править

Применяемые боеприпасы основного вооруженияПравить

Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный.
В середине 70-х годов на вооружение принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с боевой кумулятивной частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделен — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казеннике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряженный минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.

ПамятникиПравить

  • Т-64 в Павловском Посаде
  • Город Омск. На территории кадетского корпуса в центре города стоит Т-64Б или Т-64А.
  • Павловский Посад, постамент (установлен в 2005).
  • Село Гатне Киево-Святошинского района. Т-64 на памятнике односельчанам, погибшим во всех боевых конфликтах в 20 веке.

В моделизмеПравить

Модель Т-64БВ, фирмы «Скиф» Сборные модели танка Т-64 в масштабе 1:35 выпускает украинская фирма «Скиф», в модификациях Т-64А, Т-64Б, Т-64ВВ, Т-64АК, Т-64БМ2 "Булат". Так же модели танка в этом масштабе выпускает китайская фирма «Trumpeter», в модификациях Т-64 (образца 1972) и Т-64Б (образца 1975).

РоссияПравить

Сухопутные войска России — 2000 Т-64А и Т-64Б(БВ) на хранении, по состоянию на 2012 год. После выработки ресурса постепенно снимаются с вооружения и утилизируются Береговые войска ВМФ России — 350 Т-64, по состоянию на 2012 год Казахстан — некоторое количество используется в учебных целях. Приднестровская Молдавская Республика — около 20, сведены в отдельный танковый батальон двухротного состава.

Служба и боевое применениеПравить

Афганская война (1979—1989)
— в январе 1980 года поступили на вооружение 40-ой армии, однако, вследствие неудовлетворительной работы двигателя в условиях высокогорья вскоре были сняты с вооружения.
Битва за Бендеры (1992)
— бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены.

Оценка машиныПравить

В танк Т-64А еще с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея – меньшая масса и минимальный внутренний объем. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов. — Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»

При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу — Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики