ФЭНДОМ

Пистолет Макарова
Макаров
Пистолет рядом с кобурой
Годы производства Flag of the Soviet Union (1923-1955).svg 1951 — настоящее время
Класс Пистолеты
Вес 0,8 кг (снаряжённая)
Дополнительные модули Глушитель[1]
Магазин 8 патронов[2]
Пистолет Макарова — советский и российский пистолет, активно использующийся в наше время.

История созданияПравить

В 1947—1948 г. в СССР проводился конкурс на новый компактный пистолет для старшего командного состава Советской Армии. Пистолет ТТ и тем более револьвер Нагана считались уже устаревшими образцами. Кроме того, было решено ввести в армии два пистолета: длинноствольный автоматический для линейных офицеров (им стал автоматический пистолет Стечкина) и малогабаритный — для старших офицеров и как «оружие мирного времени». По условиям конкурса требовалось создать пистолет со свободным затвором и самовзводным ударно-спусковым механизмом. В качестве отправной точки конструкторам предлагался хорошо себя зарекомендовавший «Вальтер ПП», выпускавшийся с 1929 года. Первоначально требовалось представить два образца — в калибрах 7,65 мм и 9 мм, позднее остановились на вновь созданном 9-мм патроне 9×18 мм ПМ, чуть более мощном (энергия пули 300 Дж), чем патрон 9×17 мм, который использовался в «Вальтер ПП». Пуля такого патрона обладает лучшим останавливающим действием, чем пуля патрона 7,62×25 мм ТТ, несмотря на меньшую мощность. Умеренная мощность патрона позволяет использовать конструкцию с неподвижным стволом и свободным затвором.

Свои разработки на конкурс представили Ф. В. Токарев, С. Г. Симонов, С. А. Коровин, И. Я. Стечкин, К. А. Барышев, П. В. Воеводин, И. И. Раков, А. А. Климов, Г. В. Севрюгин, А. И. Лобанов, Н. Ф. Макаров. Все конструкции по размерам, компоновке и устройству были подобны немецкому прототипу. Вместе с советскими разработками также испытывались по конкурсной программе Walther PP, Mauser HSc, Sauer 38H, Beretta M1934 и FN Browning model 1910/22. По совокупности характеристик победителем был признан пистолет Макарова, но было рекомендовано внести ряд изменений в конструкцию. В 1951 г. пистолет Макарова под обозначением ПМ был принят на вооружение для армии и правоохранительных органов.

Над созданием своего пистолета Николай Фёдорович Макаров работал днем и ночью. По воспоминаниям конструктора:
Достаточно сказать, что я в то время работал ежедневно, практически без выходных дней, с восьми часов утра и до двух-трёх часов ночи, в результате чего я дорабатывал и расстреливал образцов в два, а то и в три раза больше, чем мои соперники, что, безусловно, дало возможность в совершенстве отработать надёжность и живучесть.

Общая компоновка ПМ подобна пистолету «Вальтер ПП», однако Макаров существенно усовершенствовал базовую систему «Вальтера» по нескольким направлениям: упрощение, как собственно конструкции, так и обращения с пистолетом, его обслуживания; многофункциональность деталей; повышение надежности работы в экстремальных условиях эксплуатации; увеличение прочности деталей и служебного ресурса; повышение технологичности и темпов массового производства. Ударно-спусковой механизм ПМ устроен совершенно иначе, по-другому решены защелка магазина и предохранитель, добавлен рычаг затворной задержки. Откидная спусковая скоба, как ограничитель хода затвора, заимствована у немецкой конструкции.

Макарову удалось практически полностью устранить задержки при стрельбе, вызванные утыканием патрона в скос патронника. Конструктору удалось добиться идеального соотношения высоты расположения верхнего патрона, геометрии и наклона скоса патронника, зеркала затвора-кожуха и конструкции выбрасывателя. У ПМ верхний патрон в магазине расположен очень высоко, почти на уровне патронника, в результате чего, при других вышеуказанных особенностях, подача патронов осуществляется с минимальным углом и риск утыкания сведен к минимуму Конструкция ПМ проще, чем «Вальтер ПП», в нем меньше деталей за счет совмещения их функций.

ПМ оставался на вооружении силовых структур и после распада СССР в 1991 году. ПМ также продолжает использоваться в странах бывшего социалистического лагеря, благодаря своей простоте и надёжности. В настоящее время модификации ПМ производятся в России, Болгарии и Китае.

В армии и правоохранительных органах России на смену ПМ постепенно приходит пистолет Ярыгина, ПММ и другие новые модели пистолетов, однако ПМ продолжает оставаться в строю.

ПрименениеПравить

Пистолет Макарова использовался во Вьетнамской войне, в ГДР, Болгарии и других странах. ПМ активно применяется в силовых структурах, даже в настоящее время, когда уже созданы более действенные пистолеты, он всё ещё остаётся в эксплуатации.

Плюсы и минусыПравить

Plus Плюсы: Дешевизна, простота в производстве, надёжность, распространённость, скорострельность, высокая пробивная способность и останавливающее действие.

Minus Минусы: Не очень высокая точность и дальность стрельбы.

В игровой и сувенирной продукцияхПравить

Можно найти достаточно большое количество пневматических и травматических копий оружия, а также макеты. Очень многие отличаются хорошей проработкой и высокой ценой.

В компьютерных играх пистолет Макарова является очень частой встречей. Несколько известных игр, в которых его можно найти:

Интересные фактыПравить

  • Пистолет Макарова — первое оружие, побывавшее в космосе. Он имелся в каждой укладке имущества и оборудования космонавта на корабле «Восток».
  • По крайней мере до 2004 г. в охране ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» числился исправный пистолет ПМ изготовления 1949 г. (заводской номер 11) с настрелом около 50 тыс. выстрелов.
Пистолет Макарова

ПримечаниеПравить

  1. Устанавливался только на некоторые модификации, в частности — на особую модификацию ПБ
  2. В модификации ПМм (Пистолет Макарова модернизированный) использовался увеличенный магазин на 12 патронов

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики