ФЭНДОМ

Пистолет-пулемет Судаева
300px-PPS
Годы производства Flag of the Soviet Union (1923-1955).svg 1942—1990-ые
Класс Пистолет-пулемёт
Вес 3,04 (без магазина), 3,67 (со снаряженным магазином) кг
Магазин коробчатый магазин на 35 патронов

  7,62-мм пистолеты-пулемёты образцов 1942 и 1943 годов системы Судаева (ППС) — варианты пистолета-пулемета, разработанного советским конструктором Алексеем Судаевым в 1942 году. Применялись советскими войсками во время Великой отечественной войны.

Нередко ППС рассматривается в качестве лучшего пистолета-пулемёта Второй Мировой войны

КонструкцияПравить

ППС — пистолет-пулемёт типичной для этого класса оружия конструкции. Автоматика работает за счёт отката массивного затвора под действием отдачи при выстреле. Стрельба ведётся с заднего шептала (с открытого затвора), ствол в момент выстрела не запирается. Режим огня — только автоматический.

В соответствии с военным временем, исполнен довольно грубо и в целом неэстетично. Состоит из ствола, штампованной стальной ствольной коробки, объединённой с кожухом ствола, рукоятки управления огнём и приклада . Для улучшения кучности стрельбы в дульной части кожух ствола имеет дульный тормоз-компенсатор. Прицельные приспособления состоят из мушки и прицела с перекидным це́ликом. Целик имеет две фиксированные позиции — 100 и 200 м, обозначаемые числами 10 и 20. Ведение огня в положении «20» было возможно до 300 м.

Предохранитель расположен в передней части спусковой скобы. При сдвиге его назад он блокирует спусковую тягу и поднимает планку с вырезами, блокирующими рукоятку взведения, жёстко соединённую с затвором, и в спущенном, и во взведенном положении. В переднее — боевое — положение предохранитель переводится нажатием указательного пальца перед размещением его на спусковом крючке. В некоторых модификациях при необходимости блокировки взведённого затвора рукоятка взведения может быть заведена в дополнительный поперечный паз на ствольной коробке. В таком положении взведённый затвор не может сорваться самопроизвольно даже при падении оружия или сильном ударе.

Сравнение магазинов ППШ (слева) и ППС (справа).

Питание ППС-42/43 производится из коробчатого (секторного, «рожкового») магазина ёмкостью 35 патронов, не взаимозаменяемого с ППШ (у ППШ магазин имеет выход патронов в один ряд, у ППС — в два ряда, что повышает безотказность действия и упрощает наполнение магазина; кроме того, магазин ППШ имеет в верхней части направляющую обойму для установки в разъём для «барабанов», а ППС — нет).

Вес ППС-43 с полным боекомплектом (шесть снаряжённых магазинов) составляет 6,72 кг, что меньше веса пистолета-пулемета Суоми с одним 100-патронным магазином. Выпущенная из ППС пуля сохраняет убойную силу на дистанции до 800 м. Наиболее эффективно ведение огня короткими очередями (2—5 выстрелов), при стрельбе длинными очередями увеличивается рассеивание.

Приклад металлический, складной, складывается вверх, на ствольную коробку. Пистолетная рукоятка обеспечивает достаточно удобное управление оружием при стрельбе как с откинутым, так и со сложенным прикладом.

Наиболее существенная конструктивная особенность ППС — простота и технологичность. Он практически полностью собирается из штампованных деталей, соединяемых на сварке и заклепках. Расход материалов на единицу ППС втрое меньше, чем на единицу ППШ-41.

Модификация ППС-43 отличается отсутствием отражателя (гильза отражается торцом направляющего стержня возвратно-боевой пружины), наличием дополнительного упора возвратно-боевой пружины, уменьшенной массой затвора и сокращённой длиной ствола. Изменена форма рукоятки, изменена форма и положение головки рукоятки предохранителя и защёлки приклада модифицировано крепление приклада. Длина приклада уменьшена до 230 мм

Разработка и производствоПравить

Пистолет-пулемет ППС был разработан советским конструктором-оружейником Алексеем Ивановичем Судаевым в 1942 году, в осаждённом немецкими войсками Ленинграде, и производился на Сестрорецком оружейном заводе для снабжения войск Ленинградского фронта. Во время проектирования этого оружия на вооружении Красной Армии состоял знаменитый ППШ-41, зарекомендовавший себя эффективным в бою и технологичным в производстве. Но у ППШ были не только преимущества, но и недостатки, такие как большие габариты и масса, что значительно затрудняло применение этого оружия в условиях узких окопов и тесных помещений в городских боях, а также разведчикам, десантниками и экипажами боевых машин. К тому же, в условиях военного времени необходимо было снизить затраты на массовое производство пистолетов-пулемётов.

В результате, в 1942 году был объявлен конкурс на более легкий, компактный и дешевый в производстве пистолет-пулемет, но не уступающий по характеристикам пистолету-пулемету конструкции Шпагина. В конкурсе участвовали такие знаменитые конструкторы как В. А. Дегтярев, Г. С. Шпагин, Н. В. Рукавишников, С. А. Коровин. Победу одержало оружие Александра Ивановича Судаева.

Пистолет-пулемёт ППС спроектирован на основе компиляции проекта А. И. Судаева и проекта техника-лейтенанта И. К. Безручко-Высоцкого (конструкция затвора и возвратной системы). В то время как в осаждённый город по дороге жизни шло продовольствие для ленинградцев, обратно из города вывозили не только беженцев, но и новое оружие.

Первые пистолеты-пулемёты прошли полевые испытания 6-13 июня 1942 года в частях Ленинградского фронта, после чего было начато их серийное производство на Сестрорецком оружейном заводе. В конце 1942 года пистолет-пулемёт был принят на вооружение под наименованием ППС-42.

В следующем, 1943 году на вооружение была принята улучшенная конструкция под названием ППС-43 (укорочен ствол и приклад, изменены рукоятка взведения, флажок предохранителя и защелка плечевого упора, кожух ствола и ствольная коробка объединены в одну деталь).

Всего до прорыва блокады в январе 1944 г. было выпущено 46 572 шт. ППС обеих модификаций.

Пистолет-пулемёт Судаева обр. 1943 г. производился в СССР с 1943 по 1945 г. В общей сложности было выпущено порядка 500 тыс. единиц ППС обеих модификаций.

После окончания войны, в начале 1950-х годов ППС был снят с вооружения Советской Армии и постепенно заменён автоматом Калашникова (хотя следует отметить, что последнее советское наставление по ППС было выпущено в 1955 году), несколько дольше он сохранялся на вооружении тыловых и вспомогательных подразделений, частей внутренних войск и железнодорожных войск. На вооружении отдельных подразделений военизированной охраны ППС состоял по меньшей мере, до конца 1980-х годов 

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики