Фэндом

КВ-2
Kv-2-1940 sm.jpg
Назначение

Тяжелый танк прорыва

Начало создания

фев.1941 - окт.1941

Экипаж

6 чел

Вооружение

  • сначала 152-мм гаубица 1909/30 г
  • позже гаубица М-10 1938/40 г.
  • 3х7,62-мм танковые пулеметы ДТ
Выведен из состава войск

1941

Текущий статус

Не эксплуатируется с начала 1940-х годов

КВ-2 - от "Климент (Ефремович) Ворошилов"

ИсторияПравить

19 декабря 1939 года было подписано Постановление Комитета Обороны СССР №443сс, согласно которой танк КВ-1 был принят на вооружение РККА и участвовал в Советско-финской войне. В ходе боев советское командование пришло к выводу, что необходимо иметь кроме танка, вооруженного 76,2-мм пушкой, еще и тяжелый танк, способный бороться с Дотамы, и другими фортификационными сооружениями.

По требованию Военного Совета Северо-западного фронта первые 4 машины с пробной партии КВ должны быть вооружены 152-мм гаубицей. Для решения этой задачи были привлечены 2 конструкторские бюро: СКБ Ленинградского Кировского завода под общим руководством Ж.Я. Котина (старшим группы проектировщиков был Н.Л. Духов) и инженеры артиллерийского АОКО (завод №172 им. Молотова) во главе с Н.В. Куриным.

Kv-2-1940 13.jpg

В живописи

На разработку проекта было отведено всего несколько дней. Конструкторы были переведены на казарменное положение и работали по 16-17 часов в сутки. Буквально за две недели проект был готов и уже в феврале 1940 г. был изготовлен опытный образец получил обозначение В-1. По первоначальному проекту предполагалось установить в башне КВ 152-мм гаубицу зраз. 1909/30 года. В дальнейшем от этой артсистеми отказались в пользу гаубицы М-10 зраз. 1938/40 года. Пооект установки гаубицы М-10 в танк КВ имел обозначение "402" или МТ-1.

Для установки громоздкой артсистеми нужно было разработать новую башню больших размеров. Погон новой великой башни, равнялся погона стандартной (малой) башни КВ. Только в начале 1941 года танки стали называть КВ-1 и КВ-2. До этого их называли "танк с малой башней" и "танк с большой башней".

Kv-2-1940 05.jpg

Вид спереди / сзади

КВ-2 предназначался для прорыва сильно укрепленных оборонительных полос (разрушение стрельбой прямой наводкой дотов и дзотов), для усиления подразделений, вооруженных легкими и средними танками.

Танк был принят на вооружение Красной Армии в 1940 году и представлял собой модификацию КВ-1, предназначенную для борьбы с долговременными огневыми точками. Опытный образец был выпущен в феврале 1940 года, участвовал в войне с Финляндией и зарекомендовал себя с положительной стороны. В соответствии с назначением, КВ-2 был вооружен достаточно мощным 152-мм орудием М-10, установленным в высокой бронированной башне кругового вращения. Стрельба из этого орудия велась выстрелами раздельного заряжания, поэтому боевая скорострельность была невысока.

Кроме того, "'КВ-2 мог вести огонь только с места"'. Управление огнем осуществлялось с помощью телескопического танкового прицела Т-5 и панорамного танкового прицела ПТ-5. На всех машинах устанавливалась радиостанция 71-ТК-З. Для защиты от нападения с воздуха некоторые КВ-2 вооружались зенитным пулеметом, устанавливаемые на крыше башни. Производство было остановлено с началом Великой Отечественной войны.

Всего было выпущено около 330 КВ-2.
Kv-2-1940 10.jpg

С экипажем

Первую установку МТ-1 смонтировали на опытном танке вместо малой башни. Уже 10 февраля были проведены испытания танка боевой стрельбой на траншейном стенде прямо на территории завода. Эксперимент прошел удачно, танк не перевернулся, а двигатель завелся с первой попытки.

Особенностью этой машины была установка башни увеличенных размеров (по сравнению с КВ-1) 152-мм гаубицы М-10 образца 1938-1940 гг. В мировой практике танкостроения того времени это был уникальный случай. Для установки такой крупногабаритной системы необходима разработка новой башни. Башня с гаубицей М-10С для КВ получила заводское обозначение МТ-1, а сам танк - КВ с «большой башней» (обозначение КВ-2 появилось только в 1941 г.)

Кроме гаубицы, КВ-2 был вооружен еще и тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ (спаренный с гаубицей; в шаровой опоре кормовой стенке башни; в лобовом листе коробки підвежі слева от механика-водителя). При боевой массе 52 тонны танк отличался неплохим для его типа профильной проходимостью, сопоставимой с КВ-1. Его запас хода по топливу по шоссе составлял 250 км, средняя скорость движения - 20 км/ч.

ЭкипажПравить

Экипаж танка по сравнению с КВ-1 был увеличен на 1-го человека и состоял из:

  • командира,
  • механика-водителя,
  • замкового,
  • младшего механика-водителя
  • и стрелка-радиста.

Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части корпуса (отделении управления), а остальные члены экипажа - в башне (боевом отделении).

Выпуск КВ-2 продолжался до октября 1941 года. Всего было выпущено 334 танка КВ-2. Два первые танки КВ-2 с установкой МТ-1 17 февраля 1940 года проходили испытания при прорыве линии Маннергейма. С помощью артиллерийского огня ими были сделаны проходы в гранитных надовбнях и разрушены вблизи до тех пор, мешавшие продвижению стрелковых подразделений. Броня танков выдержала при этом сильный противотанковый огонь противотанковой артиллерии противника.

ТТХПравить

ТТХ
тактико-технические характеристики
КВ-85 КВ-2
«большой башней»
КВ-2
«пониженной башней» !
Боевая масса, т 46 54 52
Экипаж,чел 4 6 6
Длина корпуса, мм 6950 6760 6675
С пушкой вперед, мм 8493 7100
Ширина, мм 3250 3320 3320
Высота по крышу башни, мм 2530 34503240
Клиренс, мм 450 430 430
Вооружение
Пулемет Зх7,62-мм ДТ 7,62-мм ДТ 4 х 7,62-мм ДТ
Пушка 85-мм Д-5Т-85
зр.43 г.
152,4-мм М-10
зр. 1938/40 г.
152,4-мм М-10
зр. 1938/40 г.
Боекомплект:
снарядов
70 36 36
патронов 3276 2394 3087
Бронирование, мм:
лоб корпуса 75 75 75
борт корпуса 60 75 75
крыша 40 40 40
башня 100 75 75
Двигатель В-2-В В-2-В В-2-В
мощность, кін.сил 600 600 600
Макс.скорость по шоссе, км/ч 42 32 34
Запас хода по шоссе, км 230 225 225

Проблемы, недостаткиПравить

  • Сверхмощная на те времена 152-мм гаубица, за что немцы прозвали модель Голиафом, была установлена на шасси КВ-1. Хотя при выстреле танк и не перебрасывало, но и с ходу вести прицельный огонь было просто невозможно. Ну, а когда такое большое остановилось для выстрела - не грех и по нему ужаснуть. Немцы и ужасали. Не без успеха.
  • Танк при своей громоздкости и величавости имел серьезные проблемы с обзорностью с рабочих мест командира и механика-водителя; то есть, можно было немного не туда въехать, лол.
  • Как писалось выше, КВ-2 строился для прорыва железобетонных оборонительных сооружений, а вот во встречном танковом бою чувствовал себя как-то не очень... Итак, после нападения Гитлера потери этих танков были весьма значительными, а строить их еще не было смысла.

Еще в интернетеПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики