Фэндом

КВ-1
Kv-1 01.jpg
Назначение

Тяжёлый танк прорыва

Изготовитель

Ленинградский Кировский завод, Завод №371, Ижорский и Металлический заводы

Начало создания

Август 1939 года

Применение в войсках

Повсеместно, наравне с Т-34

Классификация

Тяжёлый танк

Экипаж

5

Вес

47,5 т

Мощность двигателя

600 л.с.

Максимальная скорость

34

Бронирование корпуса

75/75/60

Вооружение

76-мм пушка Л-11 - Ф-32 - ЗиС-5

Эксплуатация начата

17 декабря 1939 года

Выведен из состава войск

Устарел из-за появления "Тигров"

Текущий статус

Небоеспособен, музейные экспонаты

КВ-1 (Климент Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Обычно называется просто

«КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне.

История создания Править

Согласно отечественной военной теории, для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов Советскому Союзу нужны были тяжёлые танки с противоснарядной бронёй. В 1938 году концепция многобашенных танков типа Т-35 или СМК себя изжила, поэтому была предпринята попытка убрать одну из башен у СМК. Конструкторам удалось укоротить танк и улучшить его динамические характеристики.Первый экземпляр танка был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года и получил боевое крещение во время Советско-финской войны. Военные одобряли броню КВ, которая оказалась непробиваемой для финских орудий, но при этом подмечали, что орудия Л-11 недостаточно для борьбы с ДОТами.

Всего с 1939 по 1942 год было произведено около 3539 танков

Бронирование корпуса и башни Править

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная и противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Толщина брони у башен была 75 — 95 мм, в зависимости от типа стали. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены — на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование.

Решение об установке «экранов» было принято в конце июня 1941 года, после первых донесений о потерях от огня немецких зениток, однако уже в августе эта программа была свернута, так как ходовая часть не выдерживала массу машины, возросшую до 50 тонн. Эта проблема была позже частично преодолена установкой литых опорных катков усиленной конструкции. Экранированные танки применялись на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка.

Вооружение Править

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов. Интересно, что изначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и бо́льшим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку сняли и установили вместо неё пулемёт ДТ-29. Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года — на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.Пушка имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.

На танке КВ-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.

Модификации КВ Править

КВ стал родоначальником целой серии тяжёлых танков.

Первым «потомком» КВ стал танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей М-10, установленной в высокой башне. Танки КВ-2 по назначению являлись тяжёлыми САУ, так как предназначались для борьбы с ДОТами, но бои 1941 года показали, что они являются прекрасным средством для борьбы с немецкими танками — их лобовую броню не пробивали снаряды любого немецкого танка, а снаряд КВ-2, стоило ему попасть в любой немецкий танк, почти гарантированно его уничтожал. Огонь КВ-2 могли вести только с места. Их начали выпускать в 1940, а вскоре после начала Великой Отечественной войны их производство было свёрнуто.

В 1940 году планировалось запустить в производство и другие танки серии КВ. В качестве эксперимента к концу года изготовили один КВ (Т-150) с бронёй 90 мм (с 76-мм пушкой Ф-32) и ещё два (Т-220) с бронёй 100 мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой — с 85-мм пушкой Ф-30). Но дальше изготовления опытных образцов дело не пошло. Все они в октябре 1941 были оснащены стандартными башнями КВ-1 с пушкой Ф-32 и убыли на фронт.

В сентябре 1941 4 танка КВ-1 (в том числе один после ремонта) оснастили огнеметом. Он ставился в лобовой части корпуса в небольшой пристройке вместо курсового пулемета. Остальное вооружение оставалось неизменным. В апреле 1942 г. на базе КВ был создан огнемётный танк КВ-8.

В августе 1942 года было решено начать производство КВ-1с («с» означает «скоростной»). Ведущий конструктор нового танка — Н. Ф. Шамшурин.

Танк облегчили, в том числе за счёт утончения брони (например, борта и корму корпуса утончили до 60 мм, лоб литой башни — до 82 мм). Она все равно осталась непробиваемой для немецких пушек. Но зато масса танка уменьшилась до 42,5 тонн, а скорость и проходимость существенно выросли.

К серии КВ относят также танк КВ-85 и самоходку СУ-152, однако они были созданы на базе КВ-1с и поэтому здесь не рассматриваются.

Боевое применение Править

Если не считать по сути экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб — только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ — брошенных или подбитых — были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время — сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.

Также на Фэндоме

Случайная вики