ФЭНДОМ

В годы Великой Отечественной войны по просьбе главы британской военной миссии в СССР Советское правительство передало английской армии для ознакомления не­ сколько пушек ЗИС-2. Интерес союзников к этому орудию не был случайным, ибо боевой опыт показал: советским конструкторам удалось создать 57-мм противотанкoвую пушку, которая по мощности превосходила английскую 57-мм пушку в 1,6 раза.
— Грабин Василий Гаврилович, конструктор артиллерийских систем
ЗИС-2
 Zis-2.1
Название

ЗИС-2

Назначение

Противотанковая пушка

Изготовитель

 конструкторское бюро горьковского завода № 92 под руководством В. Г. Грабина

Применение в войсках

Flag of the Soviet Union (1923-1955).svg СССР

Классификация

Тяжёлое крупнокалиберное орудие

Экипаж

 5

Вес

1050 кг (в боевом положении), 1900кг (в походном положении)

Вооружение

 Противотанковая пушка (она сама)

Текущий статус

На вооружении армий некоторых государств

ЗИС-2 — советская пушка времён Второй Мировой. 

ИсторияПравить

История создания этого орудия восходит к 1940 году, когда к прoектированию новой противотанковой пушки, соответствующей тактико-техническим требованиям ГАУ, приступил конструкторский коллектив, возглавляемый Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственных премий, доктором технических наук Василием Грабиным. При проектировании классической противотанковой пушки Грабин столкнулся с проблемой выбора калибра орудия. Расчёты показали бесперспективность калибра 45-мм с точки зрения резкого роста бронепробиваемости. Различными исследовательскими организациями рассматривались калибры 55 и 60 мм, но в итоге было решено остановиться на калибре 57 мм. Орудия такого калибра применялись в царской армии и флоте (пушки Норденфельда и Гочкиса), кроме того, 57-мм пушками Гочкиса были вооружены трофейные английские танки Mark V, состоявшие на вооружении Красной армии. Однако к началу 1930-х годов все эти орудия были уже сняты с вооружения. Главной особенностью новой пушки стало использование длинного ствола длиной в 73 калибра. Одновременно, был решён вопрос с выстрелом — в качестве его гильзы была принята стандартная гильза от 76-мм дивизионной пушки с переобжатием дульца гильзы на калибр 57 мм. Предназначенное для уничтожения танков и бронемашин противника, для подавления и уничтожения пехотных огневых средств, для уничтожения живой силы противника, расположенной открыто, это орудие на дистанции 1000 м пробивало бронебойным снарядом броню толщиной в 90 мм, а подкалиберным – 105 мм. На дистанции 500 м эти цифры составляют соответственно 100 и 145 мм. Опытный образец орудия был изготовлен в октябре 1940 года и прошёл заводские испытания. А в марте 1941 года пушка была принята на вооружение под официальным наименованием «57-мм противотанковая пушка обр. 1941 г.» Однако, в связи с неготовностью завода к производству нового сложного орудия, отгрузка пушек в войска началась лишь летом 1941 года. В ноябре 1941 года было принято решение о приостановке серийного производства ЗИС. Всего с 1 июня по начало декабря 1941 года было изготовлено 371 орудие. Однако 57-мм пушки из опытных партий приняли участие в боевых действиях. Когда танковые армады гитлеровцев рвались к Мoскве, противотанковые самоходки 57-мм пушки, установленные на лёгком гусеничном тягаче «Комсомолец» (о них – ТуТ), сказали свое веское слово. Оказалось, что броня немецких танков не способна противoстоять снаряду ЗИС-2. Возникло даже предложение укорочением ствола на 1,5 м сделать пушку более удобной для маскировки за счет снижения мощности. В конечном итоге было принято решение: в 1941 году орудие на валовое производство не ставить. «...Все незавершенные в производстве стволы собрать, законсервирoвать и убрать. Всю технологическую оснастку и техническую документацию сохранить, убрав в соответствующее место с тем, чтобы при возникшей необходимости немедленно развернуть производство 57-мм пушки ЗИС-2...» – гласил приказ по заводу. И когда в 1943 году гитлеровцы бросили в бой тяжелые танки, заводу понадобилось всего три недели, чтобы возобновить выпуск орудия – 57-мм противотанковой пушки образца 1943 года ЗИС-2. Правда, это орудие не стало точной копией пушки 1941 года, хотя баллистика и таблицы стрельбы были у них совершенно одинаковыми. В 1941 году наложением нового ствола на лафет 57-мм пушки была получена знаменитая 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 Огромные потребности фронта в этом орудии можно было удовлетворить либо значительным увеличением производственных площадей и оборудования, либо повышением эффективности существующего производства. Приняв второй путь, КБ провело конструктивнo-технологическую модернизацию пушек. Вот лишь некоторые цифры: число деталей затвора сокращено со 103 до 51, нижнего станка – с 349 до 157. По всей пушке в целом количество деталей уменьшилось с 2080 до 1306, а расход электроэнергии на ее изготовление снизился на 86%. В результате модернизации технологичность конструкции повысилась, улучшилось качество. Наиболее бросающееся в глаза отличие модернизированного лафета – это трубчатые станины вместо коробчатых. ЗИС-3 в больших количествах выпускалась с 1942 года и была хорошо освоена в производстве. При возобновлении выпуска 57-мм противотанковых пушек в 1943 году сочли целесообразным вести производство на едином лафете. Чтобы от ЗИС-3 перейти к выпуску ЗИС-2, требовалось лишь наладить изготовление моноблоков ствола. И в этом разгадка рекордной быстроты, с которой возобновился выпуск ЗИС-2. В годы второй мировой войны ни в одной армии мира не было прoтивотанкового орудия, боевые характеристики которого превосходили бы характеристики ЗИС-2.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики