Фэндом

Пулемет ДШК появился модернизацией пулемета ДП обр. 1930 г. и в комплексе с советским патроном 12,7 х 108 был наиболее мощным оружием в своем калибре.

Патрон находится на вооружении и сейчас, и его высокие баллистические характеристики обеспечивают более современными образцами пулеметов (НСВ-12,7, ЯкБ-12,7) те же преимущества и преимущество, что в свое время давали пулеметы ДШК и ДШКМ.

ДШК 01.jpg

Сначала конструктором В.А.Дегтяревым был создан 12,7-мм пулемет под новый отечественный патрон - после того, как испытания уже существовали на вооружении иностранных армий крупнокалиберных патронов обнаружили их недостатки. Недостатки эти главным образом касались низкой мощности, не позволила достичь высоких показателей по бронепробиваємості. Ведь крупнокалиберный пулемет, в первую очередь, предназначен для борьбы с бронированными целями такими, как бронетранспортеры, бронеавтомобили, некоторые типы легких танков, живая сила за легкими укрытиями.

Пулемет Дегтярева был принят на вооружение в 1930 г. под обозначением ДК (Дегтярев крупнокалиберный).

В автоматике пулемета использован принцип отвода пороховых газов через отверстие в стенке ствола. Газоотводный узел расположенный под стволом. Темп стрельбы пулемета 360 выстрелов в минуту. Спусковой механизм позволяет вести только непрерывный огонь. Пулемет имел магазинное питание (конструкции А.С.Кладова). Емкость магазина 30 патронов. Относительно низкий темп стрельбы, неудобства, связанные с магазинным питанием и некоторые другие недостатки пулемета привели к необходимости усовершенствования оружия. Работа по совершенствованию пулемета дополнительно была поручена конструктору-оружейнику Г.С.Шпагину. И в 1938 г. новый образец отечественного крупнокалиберного пулемета под обозначением ДШК (Дегтярев-Шпагин-крупнокалиберный) принимается на вооружение РККА.

Пулемет в сухопутных войсках использовался на универсальном станке обр. 1938 г. конструкции И.Н.Колесникова, и полное название пехотного варианта пулемета, ставший известным и легендарным 12,7-мм станковый пулемет ДШК обр. 1930 г. на станке Колесникова.

Станок был колесным, универсальным; позволял вести стрельбу как по наземным, так и воздушным целям. Стрельба могла вестись из положений лежа, сидя, с колена и стоя.

Станок был обеспечен броневым щитом, которые служили расчета пулемета защитой от пуль и мелких осколков. Основное назначение пулемета на станке - борьба с самолетами на расстояниях до 2000-2400 м, легкоброньованим целями на дальностях до 500 м, живой силой и огневыми точками на расстояниях до 3500 м.

Наличие колесного хода, бронещита и общая компоновка и концепция станка не могли не сказаться на весе станка его вес со щитом и рюкзаком составил 132 кг.

Масса пулемета без станка 34 кг. Общий вес системы около 180 кг. Для стрельбы по наземным целям на пулемет установлен откидной рамочный прицел и мушка на высокой стойке. Прицельная дальность стрельбы 3500 м. Для стрельбы по воздушным целям использовались специальные зенитные дистанционные кольцевые прицелы обр. 1938 г., обр. 1941 г. и обр. 1943 г.

Прицельная дальность стрельбы с воздушным целям - 2400 м.

Темп стрельбы пулемета ДШК 600 выстрелов в минуту. Питание пулемета с звеньевой металлической ленты, емкостью 50 патронов.

Лента - нерассыпная, звенья соединены пружинами. Извлечение патрона из ленты в пулемет проводится выжиманием патрона в поперечном (то есть вниз, а не вперед) направлении. Поэтому патрон в звене удерживается двумя парами загибов по бокам и дополнительно фиксируется от продольного смещения упором дна гильзы в нижней отгиб звена. Вес снаряженной патронной ленты 9 кг.

Для пулемета ДШК были разработаны и приняты на вооружение патроны с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной Б-32, бронебойно-зажигательно-трассирующей пулями БЗТ-44. Патрон с пулей Б-30 впоследствии вытеснен патроном с пулей Б-32, как равноценным по бронепробиваємості, но такой, что дополнительно обеспечивал зажигательную действие благодаря наличию зажигательного состава между главной частью сердечника и оболочкой шара.

Масса пули 44, 52 г (в зависимости от типа), начальная скорость пули 850-870 метров в секунду.

Пулемет ДШК использовался не только как пехотный станковый пулемет, но также применялся с другими установками в различных родов войск. Например на тумбових и турельних (спаренных МТУ-2) установках, как вооружение боевых катеров. На отечественных тяжелых танках ИС-2 (1943 г.) пулемет ДШК был установлен как зенитный - на башне танка.

В 1946 г. принимается на вооружение "'модернизированный пулемет ДШК"' под обозначением ДШКМ. Танковый вариант пулемета имеет обозначение ДШКМТ. Модернизация коснулась узла питания пулемета и совершенствования некоторых других узлов, технологии производства, в ряде деталей перехода на другие марки сталей. Внешне модернизированный пулемет ДШКМ отличается не только другой формой дульного тормоза, конструкция которого была изменена еще в ДШК, но и силуэтом крышки приемника, в котором отменен барабанный механизм.

Подача ленты может быть изменена с левосторонней на правостороннюю. Вместе с механизмом питания изменена конструкция и ленты. Вместо прежней неразъемной ленты на 50 патронов с соединением звеньев пружинами принята лента звеном типа "краб", из отдельных кусков за 10 звеньев.

УтесПравить

В РФ ДШК заменено на пулемет Утес

НСВ-12,7 «Утес» (Индекс ГРАУ - 6П11) - советский 12,7-мм пулемет, предназначенный для борьбы с легкоброньованими целями и огневыми средствами для уничтожения живой силы противника и уничтожения воздушных целей.

Крупнокалиберный пулемет НСВ-12,7 «Утес» был разработан в Тульском ЦКІБ СОО конце 1960-х - начале 1970-х в качестве замены устаревшего и тяжелого ДШК (ДШКМ). Свое название получил по начальных букв фамилий авторов - Г. И. Никитина, Ю. М. Соколова и. И. Волкова. Незадолго до этого тот же коллектив участвовал в конкурсе на единый пулемет калибра 7,62 мм, но предпочтение было отдано образцом М. Т. Калашникова.

В пехотном варианте транспортируется личным составом в разобранном виде: тренога, тело и съемный ствол. Обычно комплектуется двумя дополнительными стволами (на случай перегрева ствола).

«Утес» предназначен для борьбы с легкоброньованими целями (бронетранспортерами), огневыми точками и целями, которые находятся за мелкими укрытиями, на дальности до 1000 м, а также для ведения огня против скоплений пехоты и транспорта на дальности до 1500 м и по воздушным целям на высоте до 1500 м.

Боевое крещение «Утес» получил в Афганистане. К этому и наши части, и моджахеды пользовались пулеметом ДШК (моджахеды использовали китайскую версию ДШК).

Пулемет нашим солдатам понравился, а моджахедам - наоборот. Оборудование оружия оптическим прицелом позволяло значительно увеличить дистанцию ведения боя. С учетом этого фактора в горах атака на позицию, оборудованную «Утесом», становилась смертельно опасной.

Единственным недостатком пулемета считали «козлині прыжки», то есть значительную отдачу. Чтобы справиться с ней, треногу подпирали камнями или мешками с песком.

Сноски Править

Также на Фэндоме

Случайная вики