ФЭНДОМ

БТ-5
БТ-5 (1)
Название

Быстроходный танк 5

Изготовитель

ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод)

Начало создания

1933 г.

Применение в войсках

СССР

Классификация

лёгкий танк

Экипаж

три человека

Вес

11,5 т.

Мощность двигателя

400 л. с.

Максимальная скорость

52 км / час (по шоссе)

Бронирование корпуса

Лоб корпуса, мм/град. 13

Борт корпуса, мм/град.	

13

Корма корпуса, мм/град.	

10

Днище, мм	

6

Крыша корпуса, мм	

10

Лоб башни, мм/град.	

13

Маска орудия, мм/град.	

13

Борт башни, мм/град.	

13

Корма рубки, мм/град.	

13

Крыша башни, мм	

10

Вооружение

главное оружие — нарезная пушка; пулемёты — 1 × 7,62-мм ДТ

Эксплуатация начата

1933 год

Выведен из состава войск

1945 год

Текущий статус

не производится (с 1934 г.)

БТ-5 представлял собой «гибридную» модель, призванную заменить в войсках малоудачную конструкцию БТ-2. Корпус БТ-5 практически не отличается от своего предшественника (если не считать перехода на метрическую систему), что было следствием требования УММ РККА «переделки должны производиться, не вклиниваясь в серийное производство» (модификации БТ-4 и БТ-6, отличавшиеся от исходного образца конструкцией корпуса и рядом мелких доработок до стадии серийного производства так и не дошли). Поэтому от «двойки» «пятёрка» отличалась прежде всего новой эллиптической башней на уширенном погоне с 45-мм пушкой 20К с боекомплектом 115 выстрелов и пулемётом ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых ещё и зенитный ДТ на турели. Экипаж — 3 чел. БТ-5 выпускался в вариантах с рацией и без рации. Командирский танк был с рацией и уменьшенным боекомплектом.

ВыпускПравить

Выпуск БТ-5 на ХПЗ начался в марте 1933 года, когда были сданы последние 37 штук БТ-2. Благодаря преемственности конструкции, первые 16 машин были предъявлены военной приёмке уже 22 марта. Всего по итогам 1933 года было сдано 1005 единиц БТ-2 и БТ-5, однако в донесении, составленным военпредом ХПЗ, говорилось о том, что во втором полугодии, по сравнению с первым, значительно увеличился процент брака (9-41 % против 5-8 % машин в месяц). Улучшить качество сборки БТ-5 удалось только в середине 1934 года.

Башни машин первой серии были изготовлены из так называемой «технологической брони» (обычная сталь или незакалённая броня), всего было сдано 30 неброневых башен и 10 из незакалённой брони. Полностью заменить их броневыми удалось только в 1935 году. Броневую сталь для башен подавали Ижорский (марки ПИ) и Мариупольский заводы (марки МИ). Оба типа башен имели 13-мм бронирование. Масса оборудованной сварной башни без вооружения и боеприпасов равнялась 675 кг, а с вооружением и боеприпасами — 1100 кг. Поворот башни осуществлялся вручную.

Броня МИ была двухслойная, что должно было обеспечивать большую пулестойкость по сравнению с однослойной бронёй ПИ. Всего «мариупольских» башен с малой нишей было выпущено 230 штук. Такие машины отправлялись в распоряжение учебных заведений и учебные батальоны механизированных бригад.

Но в июне-июле 1934 года, после обобщения данных об эксплуатации серийных БТ-5, было принято решение полностью перейти на ижорскую башню, изначально разработанную для установки на модернизированные танки Т-26, поскольку броня МИ обладала целым рядом скрытых дефектов, включавших сколы, трещины и недержание кромок. К тому моменту на Ижорском заводе была получена кремне-марганцево-молибденовая сталь повышенной вязкости, поэтому Постановлением Броневого Совета НКТП для производства танков БТ-5 принималась броня марки ИЗ.

Выпускался БТ-5 до конца 1934 года, причем, на танках последних выпусков устанавливалась 45-мм пушка образца 1934 года, являющая улучшенным вариантом пушки 20К образца 1932 года. Всего произведено 1 884 машин.

Галерея Править