ФЭНДОМ

БЖРК — аббревиатура от рус. Боевой железнодорожный ракетный комплекс .

БЖРК
BQRK 02
Назначение

Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Начало создания

нач. 1970 годов

Применение в войсках

Flag of the Soviet Union (1923-1955).svg Flag of Russia.svg

Вооружение

  • МБР РТ-23
  • МБР РТ-23УТТХ
Эксплуатация начата

нач. 1970 годов

Выведен из состава войск

2003

Текущий статус

Экспонат музея в Санкт-Петербурге

BQRK 01

На марше - ничем не отличается от многочисленных пассажиро-грузовых поездов

Что это за птица Править

Из всех видов вооружения, что их страшно боялись америкосы, и первыми пустили под автоген за горбачовськими договорами, были:

  • Ту-160, стратегический авиационный ракетный крейсер, код НАТО Black Jack
  • Подвижный комплекс стратегических ракет СС-20, "Пионер"
  • БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс.

Немного истории Править

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов.

Сначала комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащуваною моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

BQRK 02

Поднимается шахта

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" (15Ж61) в трех вариантах базирования:

  • боевой железнодорожный подвижный
  • грунтовый "Целина-2"
  • и шахтный.

Главный разработчик - "'КБ "Южное""' (генеральный конструктор В.Ф.Уткін).

В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности для стрельбы из любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой а подвижной состав комплекса - специальным оформлением закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС - закорачивание - отвод контактной сети).

BQRK 04

В музее в С.-Петербурге

Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.

В 1991 году НПО "Южное" предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров после сброса ракеты на специальной парашютной системе из тяжелого транспортного самолета АН-124-100.

По договору СНВ-2 ракеты РТ-23 УТТХ были ликвидированы до 2003 года. На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS - 24 "Sсаlреl" Моd 2 (РL - 4).

Состав Править

В ракетный полк БЖРК входит

  • железнодорожный состав стандартной конфигурации комплекса :
  • три ЖДПУ МБР РТ-23УТТХ;
  • командный пункт (разработан ЦКБТМ, главный конструктор - Аксютин Б.Р.);
  • вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения;
  • вагоны для размещения личного состава.

Всего в состав входит кроме трех ЖДПУ шесть вагонов обеспечения.

В голове поезда стоит три локомотивы М62. В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. Каждая бригада - три офицеры - выпускники спецфакультету ленинградского училища железнодорожных войск. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически відкомандируються на гражданские склады МПС, что следуют за теми же маршрутами.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов.

Три из этих "рефрижераторных" вагонов имеют по восемь колесных пар. Именно в них находятся ракеты.

Пусковая установка разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четыре-колясочного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн.

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД'а.

Вагон - пусковая установка - оборудован крышей, которая открывается, с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимая осевая нагрузка на путь. Для решения этой проблемы применены специальные "разгрузочные" устройства, перераспределяют часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается специальным устройством (видно на одной из фотографий) отводится в сторону контактная подвеска.

Плюсы и минусы Править

Minus Минусы:

  • 1. Невозможность полного маскировки поезда через необычную конфигурацию (в частности, трех тепловозов), которая, возможно, позволяет точно определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. [1]
  • 2. Ниже защищенность комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или уничтожен ядерным взрывом в окрестности. [2]
  • 3. Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжелый комплекс РТ-23УТТХ.

Plus Плюсы:

Сторонники использования БЖРК отмечают
  • высокую мобильность поездов, способных передвигаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1 000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).
  • Расчеты, которые проводились американскими специалистами относительно железнодорожного варианта базирования МБР "MX" для железнодорожной сети в США, показывают, что при рассредоточении 25 складов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120000 км (что гораздо больше протяженности главного пути российских железных дорог), вероятность поражения состава составляет всего 10 % при использовании для нападения 150-ти МБР типа "Воевода".

В чем лулзы Править

  • Службу на БЖРК несли только офицеры. Когда начальник комплекса прибывал на станцию, его обязан был сопровождать лично комендант, который висмикувався в любое время суток по маршруту комплекса.
  • Америкосы фактически не могли вычислить местонахождение комплекса, который находился на боевом дежурстве, поскольку они курсировали по разным маршрутам.
  • На маршрутах движения были специально подготовлены площадки с "подушкой" бетона под каждым около 8 метров. Пуск можно было провести и с неподготовленного полотна, но тогда весь комплекс "зарывался в грунт метра на 1,5, и вывести его самостоятельно было не возможно.

Где почитать Править

Примечания Править

  1. Но долгое время американцы не могли засечь спутниками, и бывали случаи, когда опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.
  2. Для оценки действия воздушной ударной волны ядерного взрыва (Пух ЯВ), в соответствии с решением ВПК при Совете министров СССР планировался на вторую половину 1990 года крупномасштабный эксперимент "Сдвиг" - имитация Пух ЯВ взрывом 1000 тонн тротила (несколько железнодорожных эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100000 шт.), вывезенных из складов Центральной группы войск в Восточной Германии, изложенных в виде усеченной пирамиды высотой 20 метров). Опыт "Сдвиги" проведенийна 53 НДІП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в населенных отсеках БЖРК достигал болевого порога - 150 дб, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести "сухой пуск" (имитация пуска с использованием електромакету ракеты). То есть командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики